Михаил Головков: Хотим преподнести сюрприз, как Коста-Рика в футболе!
Президент «Витязя» Михаил Головков мечтает о полной отмене лимита на легионеров и снижении потолка зарплат, признается, что скучает по тафгаям, радуется вступлению «Йокерита» в КХЛ и пытается ответить на вопрос, хороший тренер Вольфганг Пихлер или плохой.
— Как отдыхается, Михаил Игоревич?
- А я еще не в отпуске. Нахожусь в Москве, занимаюсь делами и смотрю чемпионат мира в Бразилии. Футбол отличный!
— Есть неожиданности?
- Безусловно! Коста-Рика, например, обыгравшая итальянцев. Здорово играют костариканцы! Турнир уже преподнес немало сюрпризов: вылетели испанцы, англичане. Но все по заслугам.
— Что касается «Витязя» — селекция завершена?
- Наверное, так никогда нельзя говорить, селекция процесс непрерывный. Но в основном команда укомплектована — закрыты легионерские позиции, вратарский вопрос решен. На сегодняшний день мы удовлетворены проделанной работой. Однако, наблюдаем за рынком: если появится что-то достойное, будем думать.
— Когда вы работали в «Динамо», ваши задачи были понятны. Какова ваша миссия в качестве руководителя «Витязя»?
- Построить команду, которая будет стабильно попадать в плей-офф и там достойно бороться. А может быть и сюрприз преподнесет, как Коста-Рика! Но понятно, что за год или два сложно такого прогресса добиться — кто-то приходится ко двору, кто-то нет. Так что, смотрим, ищем, омолаживаем состав. Надеемся на ребят, которые уже должны становиться лидерами. Возраст хороший — 24–25 лет, пора брать игру на себя, доказывать, что они сложившиеся мастера.
— В прошлом сезоне «Витязь» установил личный рекорд по набранным очкам, однако занял самое низкое место в своей истории — 24-е. Есть разочарование?
- Конечно, ведь мы не выполнили главную задачу — попадание в плей-офф. Хотя одно время были к этому близки, балансировали на границе. Но после Нового года, когда нужно было выигрывать домашние встречи, мы все проиграли по буллитам, потеряли такие важные очки.
— Бюджет у вашей команды больше, чем у «Автомобилиста» и рижского «Динамо», однако они играли в плей-офф, а вы нет. Почему?
- Наверное, у них оказалось больше мастерства. В тех же буллитных сериях. Я, например, не считаю буллиты лотереей — у кого есть мастерство, тот обыграет вратаря и забьет. Большинство плохо использовали — тоже основной элемент. Что ж, нам есть на кого равняться.
— Не было мысли мотивировать игроков деньгами, как раньше? Может, и поборолись бы за плей-офф.
- Вы знаете, что в «Витязе» нет суперрекордных контрактов, и я к этому не стремлюсь. Поэтому денежная мотивация у нас не стоит ни на первом, ни на втором плане. Ребята прекрасно понимают, что «Витязь» для них — это плацдарм, если они выстрелят, то могут перейти в другой, более статусный клуб, где больше и зарплата, и премиальные, и шанс попасть в сборную. Это мотивация психологическая.
— Многие ваши игроки, в частности Максим Афиногенов, каждый год обещают: в следующем сезоне «Витязь» будет бороться за Кубок Гагарина. Такие заявления улыбку не вызывают?
- Будем реалистами: за Кубок Гагарина нам пока рано бороться. Но то, что народ об этом мечтает — это нормально. За что еще может бороться Макс Афиногенов, с его-то мастерством? Он наш капитан и должен вести команду за собой. Здорово, если все в команде будут мотивированы подобным образом. Такое отношение я только приветствую, и никаких скептических улыбок.
— В следующем сезоне на Западе не будет «Спартака», «Донбасса», да и «Лев» пока под вопросом. Вам проще будет пробиться в плей-офф?
- Не думаю. Кто-то уходит, кто-то приходит, тот же «Йокерит». Команда у финнов даже на сегодняшний день хорошо укомплектована, там будут играть ребята, с которыми я знаком по «Динамо» — Умарк, Харью. А если придет Селянне, будет просто здорово! Мечта любого хоккеиста, играть вместе или против такого мастера, учиться у него! Так что, я не обольщаюсь: легче точно не будет.
— Вас не возмутило, что «Лев» с ходу пробился в финал Кубка Гагарина?
- Да что вы! Напротив, мне это очень нравится, считаю, что минувший финал Кубка Гагарина был самым интересным за всю историю КХЛ. Мне запомнился первый розыгрыш, когда играл «Ак Барс» с «Локомотивом», но последний был просто шикарный! И мне не очень понятно, когда комментаторы и некоторые специалисты делят участников лиги на наших и не наших. Я рад, что в КХЛ теперь будет и «Йокерит».
— Руководители российских клубов завидуют, ведь они не могут, как генеральный менеджер «Льва» Рашид Хабибулин, взять 15 иностранцев.
- Я вообще считаю, что в идеале у нас не должно быть ограничений по легионерам. И одновременно должен быть значительно понижен потолок зарплат. Тогда все бы были в равных условиях, и со спортивной точки зрения было бы намного интереснее. И всем хватило бы места — и молодым, и легионерам, и наши мастера распределялись бы по клубам более равномерно. Возможно, сейчас рановато говорить о полной отмене лимита на легионеров, но я надеюсь, что со временем такое понятие исчезнет.
— В следующем сезоне КХЛ понижает потолок зарплат, однако, возвращается налог на роскошь. Вам не кажется, что одно противоречит другому?
— Возможно, вы правы, но мы все знаем, на какие нужны идет этот налог на роскошь — на поддержку команд, которые испытывают финансовые трудности. В минувшем сезоне лига помогала и «Амуру», и «Спартаку», и спартаковской молодежке. Но моя позиция однозначна: отмена лимита и снижение потолка, без всяких оговорок. Это было бы справедливее и полезнее для развития нашего хоккея.
— Как бороться «Витязю» со СКА или ЦСКА, если у вас бюджет меньше в три-четыре раза?
- Бороться всегда можно. «Локомотив» в прошлом сезоне это доказал, обыграв и «Динамо», и СКА. В хоккей играют не имена, а люди, тренерская мысль. Конечно, болельщики идут на отдельных исполнителей, и мне хотелось бы иметь в команде парочку звезд, которые могут решить момент. Но не всегда выигрывают звезды, можно добиваться результатов и за счет команды.
— Почему же вы, в таком случае, расстались с Королюком? Или он завершил карьеру?
- Не могу сказать определенно, вижу только, что пока Королюк ни с кем контракт не подписал. В любом случае, я желаю Саше удачи, он много сделал для «Витязя». Но мы решили пойти на омоложение состава.
— При этом вы взяли Гребешкова, карьера которого в последние годы выглядит странно.
- Денис вообще еще молодой человек — всего 30 лет. В то же время он очень опытен, двукратный чемпион мира. Да, у него не все сложилось, когда он вернулся из НХЛ в СКА, но он очень мотивирован, ему есть, что доказывать. Надеюсь на него, как на будущего лидера нашей команды.
— А зачем вам финский вратарь, которого вы выменяли у СКА? Да еще с такой статистикой…
- Да, у нас есть Иван Лисутин и молодые ребята, но вратарей много не бывает — конкуренция никогда никому не мешала. В сезоне все может быть: и травма, и потеря формы. Сякери парень молодой, 89-го года, мы долгое время следили за ним. Считаю, что у нас будет очень достойная вратарская линия. Ну, а молодые должны подтягиваться — Денисов у нас в прошлом году практически не играл, был травмирован, ему нужна игровая практика. По этой причине мы отдали его в «Кубань», надеемся, что он будет там много играть и выйдет на первые роли.
— Какие надежды связываете с легионерами Кемпе и Гораком?
- Горак — центральный нападающий, молодой чешский игрок, который пришел к нам из системы «Эдмонтона». В свое время он был задрафтован московским «Спартаком», но в связи со сложившимися обстоятельствами красно-белые не сделали ему предложение. Парень очень талантливый, перспективный. Как и Мариан Кемпе, шведский крайний нападающий, техничный, быстрый, резкий. Надеюсь, ребята усилят нашу атакующую линию, в том числе в большинстве.
— Какой интерес иностранцам ехать в Подольск? Бороться за 20-е места?
- Уж не знаю, что у них в душе, но Горак прямо сказал, что он искал именно такую команду, где сможет развить свой потенциал, где будет играть много, в ведущих звеньях. Наверное, он думает, что если хорошо себя проявит, то сможет вернуться в НХЛ или перейти в другой клуб КХЛ уже более зрелым мастером. Знаю, что Горак советовался с Гребешковым, с которым они вместе играли в фарм-клубе «Эдмонтона», насчет Подольска и в целом жизни в России. Хоккейный мир тесен.
— Какие-то все у вас миролюбивые, даже подраться некому.
- Подраться? Нет, я всегда говорил, что, если бы у нас не было лимита, мне бы хотелось иметь в составе тафгая, который мог бы подраться. Не узкоспециализированного, а типа Саймона, который и в хоккей играть умеет. Но при лимите в пять легионеров это слишком большая роскошь.
— Страшно сказать: в интернете нет ни одной драки с участием «Витязя» за прошлый сезон!
- Некое подобие драки случилось в конце сезона, когда мы играли со СКА. Там Игорь Макаров ударил Коровкина и тот от неожиданности упал. Но дракой это назвать сложно. И потом, драка должна нести какой-то смысл — завести команду, например. А драка ради драки — не очень интересно.
— Согласитесь, отказавшись от тафгаев «Витязь» много потерял в плане имиджа.
- Это как посмотреть. Конечно, нашим соперникам нравилось постоянно играть пять на три, баллы набирать. Зрителю, может быть, было интересно, но команде это очков не прибавляло. Правильно Назаров говорил: на наши выездные матчи народ ходил с удовольствием, но это и понятно — твоя команда выиграла, да еще и подрались, поди ж плохо? А нашим ребятам, которые на льду пластались в меньшинстве, каково было?
— Олег Ореховский — самый молодой тренер в КХЛ. Как его игроки называют?
- Олег Олегович и на «вы», хотя некоторые с ним играли — Дмитрий Шитиков, Максим Афиногенов. Олег очень амбициозный человек, очень много читает, смотрит видео, постоянно что-то ищет, учится. Помню, как он закончил карьеру и сразу пришел ко мне в «Динамо», попросился на работу. Начинал в школе тренером, потом стал работать в организованной нами при «Динамо» школе защитников, затем трудился в молодежной лиге, затем помощником главного тренера в «Витязе». Олег находится в тесном контакте с нашим генеральным менеджером Игорем Варицким, а авторитета ему добавляют его заслуги и внешность: стоит посмотреть на его лицо, которое все покрыто шрамами — и сразу проникаешься уважением к этому человеку.
— Руководство КХЛ планирует разработать концепцию приглашения легионеров — тренеров и игроков. Как вы себе это представляете?
- Это очень сложный вопрос. Предлагается взять за пример Английскую премьер-лигу, где иностранный игрок должен сыграть определенное количество матчей за сборную. Но я не думаю, что нам такой вариант подходит: иной раз очень сложно определить, хороший легионер или плохой. Да и с тренерами как быть? У любого, даже самого заслуженного специалиста может не получиться в одной команде, а в другой он выиграет трофей. Взять того же Кинэна: многие не воспринимали всерьез его приглашение, а он взял и с ходу выиграл Кубок Гагарина. А вот вам пример из биатлона: во всем мире Вольфганг Пихлер известен как прекрасный специалист, а вот со сборной России у него что-то не сложилось. И как определить, хороший тренер Пихлер или плохой?